Эволюция СКАМа: от писем из Нигерии до провала в метавселенной

  • Автор темы Автор темы Zadiacckk
  • Дата начала Дата начала

Zadiacckk

Новичок
Регистрация
14.10.2025
Сообщения
77

Исторические этапы мошенничества​

Эпоха 1: «Бумажный» развод

Пирамида Понци​

Контекст: 1920-е годы. Никакого интернета, Instagram и даже толком нет регуляторов. Люди верят в «американскую мечту» и то, что большие деньги можно сделать из воздуха.

Развод по-старорежимному:
Представьте, приходит к вам ушлый итальянец Чарльз Понци и говорит: «Дружище, дай мне сотню баксов. Через 45 дней верну в полтора раза больше! У меня там с международными купонами махинации, дело верное!»

Суть была проста: он брал деньги новых «инвесторов» и отдавал их старым, как «прибыль». Со стороны — все рулят, все в шоколаде. Новости разносились сарафанным радио, и народ нес деньги мешками. А когда поток иссяк — Чарльз слился, оставив тысячи людей с носом и без миллионов.

Вывод: Жадность и доверие к «харизматичному лидеру» были, есть и будут главными инструментами мошенников. Просто раньше для этого нужен был хороший костюм и галстук.


Эпоха 2: «Факс и почта»

Нигерийские письма​

Контекст: 1980-90-е. Мир стал глобальнее. Появились факсы, международная почта подешевела. В массовом сознании Африка — это место, где в одних руках сосредоточены несметные богатства, а в других — полная разруха.

Развод по-почтовому:
Вам приходит письмо (потом — факс, еще позже — email). Текст — шедевр: «Я — господин Мамбу, личный банкир принца Нигерии. У нас тут на счету застряли 30 миллионов долларов. Помогите их вывести, а вам — 30%!» Дальше всё по классике: «Нужны небольшие затраты на взятки/юристов/что угодно». Высылаешь пять тысяч, а в ответ — тишина.

Миллионы людей по всему миру попались, поверив в свою исключительность и сказку про легкие деньги!

Вывод: Если тебе обещают золотые горы за ничегонеделание — ты не особенный, ты просто следующая жертва в длинной очереди.


Эпоха 3: «Эра соцсетей»

Фейковые благотворительности​

Контекст: Середина 2000-х. Соцсети набирают бешеную популярность. Люди еще не научились отличать фейк от реальности. Появляются PayPal и онлайн-переводы.

Развод по-цифровому:
Происходит ужасная трагедия — например, ураган «Катрина». Новостные ленты полны шокирующими кадрами. И тут же в соцсетях появляются группы и посты: «Помогите пострадавшим! Переведите деньги вот на этот кошелек!» Ссылки ведут на сайты-одностраничники, в точности копирующие символки Красного Креста.

Люди, движимые самыми добрыми чувствами, жмут на кнопку «Donate». А их деньги уходят прямиком на счета к мошенникам, которые даже не моргнули глазом.

Вывод: Даже самые чистые помыслы (помощь ближнему) мошенники превращают в инструмент заработка. Прежде чем жертвовать, проверяй, куда именно уходят твои деньги.


Эпоха 4: «Время инфлюенсеров»

Fyre Festival​

Контекст: 2010-е. Царство Instagram. Мы начали покупать не товары, а «образ жизни», который нам продают блогеры с идеальными лицами и картинками из отпусков.

Развод по-гламурному:
Организаторы (при участии рэпера Ja Rule) через аккаунты топ-моделей разрекламировали фестиваль мечты на тропическом острове. Билеты — от тысячи до двенадцати тысяч долларов! На фото — белоснежные виллы, изысканная еда, приватные джакузи.

Реальность оказалась похожей на палаточный лагерь выживания: провалы вместо вилл, пластмассовые бутерброды и хаос. Люди прилетели на райский остров и попали в комедийный триллер.

Вывод: Доверяй, но проверяй. Даже если тебе что-то продают 50 человек с миллионом подписчиков, это еще не значит, что продукт существует.


Эпоха 5: «Анонимность Web3»

NFT-скам «Evolved Apes»​

Контекст: Наши дни. Безумный хайп вокруг NFT, крипты и метавселенных. Анонимность возведена в культ, все хотят заработать на следующем «Биткоине».

Развод по-криптовому:
Появляется проект «Evolved Apes» — коллекция крутых пиксельных обезьян. Анонимный создатель «Evil Ape» обещает, что на вырученные средства (почти 3 миллиона долларов!) сделают крутую игру. NFT раскупают за несколько дней. А через неделю кошелек создателя обнуляется, все соцсети и сайт удаляются. «Evil Ape» испаряется, оставив инвесторов с бесполезными пиксельными картинками.

Вывод: Анонимность в паре с обещаниями невиданной прибыли — это краснейший из всех красных флагов. Если не знаешь, кому в глаза смотришь, не отдавай ему свои деньги.


Что же объединяет все эти эпохи?

А вот что — мы сами. Наша вера в чудо, жадность, невнимательность и желание легких денег. Меняются декорации, технологии и слова, но песня мошенников остается прежней.

Так что давайте будем умнее. Задавайте лишние вопросы, проверяйте информацию и помните: если что-то выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, скорее всего, так оно и есть.


Обсуждение

А на каком самом интересном скаме обжигались вы? Делитесь в комментах, обсудим!

P.S. Будьте бдительны и не попадайтесь на удочки мошенников!
 
Последнее редактирование:
Назад
Верх